Закат Морского космического флота.

   1996 год. Одесса, порт Южный. У причала стоит крупнейшее в мире научно-исследовательское судно с непонятным названием. Всем портовикам и одесситам ещё с августа 1971 года хорошо знаком и близок его загадочный силуэт. Тогда построенное ленинградскими корабелами судно впервые прибыло в незамерзающую гавань, порт своей постоянной приписки. Водоизмещение судна 45 тысяч тонн (для сравнения, «Титаник» имел водоизмещение 28 тысяч тонн). Почему же так мало известно людям об этом самом крупном научном судне? Неужели для этого суждено сначала погибнуть? Фантастические очертания его антенн устремлены в космос. Тут не трудно догадаться, белый, огромный океанский пароход, конечно же, НИС «Космонавт Юрий Гагарин». Но, почему на его борту другое имя, почему теперь он «АГАР»? Да и вообще, как выясняется, порт приписки судна уже не Одесса, а Кингстаун..

   Хорошо, что на борту флагмана космического флота в это время не было коренных членов экипажа из тех, кто ходил в экспедиционные рейсы, основная экспедиция, в результате распада СССР, покинула судно ещё в конце 1991 года. Наверное, от происходящего на корабле, морякам-ветеранам стало бы дурно. «Гагарин» всегда был для них не только местом интересной работы, но и родным домом. Да и для многих людей мира это судно было символом космической эпохи. Незадолго перед этим днём бывший член экспедиции из Москвы, инженер Владимир Капранов, побывал на борту «Гагарина», стоявщего на рейде порта Ильичёвск. Об этом он сожалеет до сих пор, будто кладбище посетил. То, что увидел — зрелище не для слабонервных. Повсюду ржавчина, следы ванда-лизма. Мусор, двери лабораторий сняты, аппаратура демонтирована. Из раскрученных пультов, шкафов и стен торчат обрывки кабельных коммуникаций.

   К 1966 году Черноморское морское пароходство стало неспособным содержать судно и платить зарплату экипажу. Подменная команда, чтобы выжить, меняла на продукты питания снятые приборы, двери и кабели — всё пригодное для наземного использования. После нашествия мародёров никто точно не знает, что стало с судовой библиотекой, куда делся судовой музей с подарками космонавтов и портретом Ю.Гагарина, подаренным экипажу Анной Тимофеевной Гагариной.

   В московский Музей морского космического флота В.Капранов принёс ключ с биркой от своей каюты. Это пока единственная реликвия с любимого судна.

   К началу 1996 года не используемые по прямому назначению и неухоженные корабли «Академик Сергей Королёв» и «Космонавт Юрий Гагарин» годились только для сдачи на утилизацию. Так оно и произошло. Первым был продан «Королёв», подошла очередь «Гагарина». Но, ведь стыдно продавать на металлолом судно с таким известным всему миру именем? Какой выход? Изменить название. Так поступали не раз, например, когда на утилизацию отправляли «Россию» и другие суда с яркими именами. На этот раз закра-сили часть названия, от фамилии «Гагарин» оставили лишь четыре буквы, получилось «АГАР».

   Для тысяч одесских моряков и членов экспедиционных рейсов, проживающих в «СНГ» наступил драматический момент «космической» биографии». «Космонавт Юрий Гагарин» и «Академик Сергей Королёв», совершившие по 20 и 22 экспедиционных рейсов, уходят туда, откуда не возвращаются. Четверть века были они символом совре-менной Одессы, её «визитной карточкой» Они с честью выполнили своё предназначение и гордо несли флаг страны, открывшей миру космос. В космические рейсы на них ходили тысячи моряков, труд которых прибавлял веса отечественной космонавтике. Однажды оба корабля спасали город от последствий урагана, который повалил опоры ЛЭП. «Королёв» своей электростанцией запитал элеватор и обеспечил выпечку хлеба, а «Гагарин» отдал всю свою электроэнергию (8000 КВт) самому крупному району города.

   Многие моряки мира, наверное, помнят о бескорыстной помощи этих судов. Так, в 1972 году «Космонавт Юрий Гагарин» спас в океане горящее мексиканское судно. Гагаринцев, как настоящих героев, с оркестром, встречали мексиканцы порта Веракрус.

   В 1973 году в порту Гавана «Королёв», оказавшись вблизи от загоревшегося кубинского траулера, первым поспешил ему на помощь.

   Часто в море и во время заходов в иностранные порты, медперсонал космических судов оказывал помощь пострадавшим морякам всего мира. Все знали, на «русских» судах хорошие врачи и помощь бесплатная. В 1985 году, при заходе «Гагарина» в порт Лас-Пальмас (Канарские острова) к капитану Григорьеву Г.Ф. обратились за экстренной помощью из местного госпиталя. От потери крови могла погибнуть туристка из Америки, попавшая в автокатастрофу. Кровь этой женщины была редкой группы, персонал клиники срочно не мог найти донора. Но там знали, у советских моряков, проходящих строгую медкомиссию перед рейсами, в санитарных паспортах стоят отметки о групповой специ-фичности крови. Не раздумывая, на помощь американке прибыла девушка Валентина, пекарь из состава экипажа. Жизнь американки была спасена, но, к сожалению, она так и не узнала, кто была её спасительница.

   Итак, два белоснежных космических лайнера, были проданы на металлолом по цене 170 долларов за тонну. В свой последний рейс НИС «Космонавт Юрий Гагарин» ушёл в июле 1996 года. Там, в индийском порту Аланг, высокая приливная волна выбросила его на берег, и в считанные дни специальные машины превратили его в бесформенные куски металла. В чём предстанет перед миром этот металл? В виде пушек или новых кораблей, кастрюль или значков-сувениров – никто не узнает.

   В России, в связи с прекращением работ, связанных с обеспечением полёта орбиталь- ной станции Мир, к 1995 году полностью расформировывается морская Служба космических исследований Отдела морских экспедиционных работ. Несколько судов космического флота отправляются на утилизацию и только два («Космонавт Георгий Добровольский» и «Космонавт Виктор Пацаев») передаются в собственность «Росавиакосмоса». Новейший плавучий командно-измерительный комплекс, построенный корабелами Петербурга в 1992 году, «Академик Николай Пилюгин», не достроенный лишь на 10%, остаётся без финансирования заказчиком. В 1994 году этот красивейший корабль продаётся за рубеж на переоборудование. В качестве круизного лайнера, под другим именем и итальянским флагом, он и сейчас ходит по морям и океанам.

   Оставим за рамками этой статьи рассуждения на тему, кто виноват? Давайте задумаемся о том, что ответит через десяток лет учитель на вопрос своего ученика. Зачем строили такие корабли? Или, может быть, этот факт из истории не заслуживает упоминания в школьных учебниках? Люди быстро привыкают к новому, необычному. Перестав удивляться своему очередному достижению, человечество берётся за следующую, ещё более фантастическую и, на первый взгляд, неразрешимую задачу. И так будет всегда! Часто люди шутят: в мире всё развивается по спирали, а в России – по кругу. Когда же этот круг замкнётся?

   Мир на пороге энергетического кризиса. Известно, запасы нефти убывают. Атомные электростанции не безопасны и приносят загрязнения окружающей среде. Учёные пола-гают, будущее — за термоядерными электростанциями. Но для их работы нужно топливо, «Гелий-3», которого на Земле почти нет. Зато на Луне — предостаточно.

   Наш великий сосед, овладев опытом нашего ракетостроения и космонавтики, устремил своё внимание на исследование Луны и готовится к запуску на неё своего первого лунохода. Для осуществления космических программ в Китае имеется четыре корабля-измерителя. Как всё это похоже на нашу историю тридцатилетней давности!

   Неудачные запуски мощной королёвской ракеты «Н-1» тогда не позволили осуществить грандиозных планов освоения Луны. А теперь? В нашей стране давно создана мощная непревзойдённая ракета-носитель «Энергия». Она и космический корабль «Буран», с которым успел поработать и наш космический флот, во многом опередили своё время. Вот круг и замкнулся, не пора ли продолжить движение по спирали?

   О музее Морского космического флота

   В начале апреля в московском Культурном центре «Митино» на свою традиционную встречу придут седые ветераны Морского космического флота. С каждым годом их становится меньше. От судов большого космического флота до настоящего времени сохранилось только два на Балтике, НИС «Космонавт Георгий Добровольский» и НИС «Космонавт Виктор Пацаев», принадлежащие «Росавиакосмосу». Они периодически привлекаются к работам по международной космической станции и при этом не выходят в море. На борту НИС «Космонавт Виктор Пацаев», пришвартованного в г.Калининграде к стенке музея Мирового океана, усилиями этого музея, создана выставка достижений отечественной космонавтики, а в спортзале судна функционирует мини планетарий. Живой экспонат — корабль науки используется в качестве плавучего музея, открытого для экскурсий. Директор Музея мирового океана Сивкова С.Г. со своим малочисленным коллективом свято хранит память космического флота. В составе Тихоокеанского флота ВМФ России под Андреевским флагом несёт службу КИК «Маршал Крылов».

   Чтобы сохранить историческую память об уникальном флоте моряки-ветераны Атлантического и Тихоокеанского флота объединились в Клуб ветеранов Морского космического флота и своими руками создают музей. Музей работает уже 4 года, за это время его посетило более 40 тысяч человек. Экспозиция постепенно совершенствуется. Со статусом «местный» в 2002 году музей принят а «Ассоциацию музеев космонавтики России». Посещение бесплатное. Заявки на проведение организованных экскурсий принимаются , т .(495) 751-28-04. Адрес музея: Москва, Пятницкое ш., дом 45.; т.751-48-90.

   Частые посетители Музея – школьники. Дети часто задают один и тот же вопрос: для чего на ваших судах были такие большие антенны? Ответ экскурсовода краток, но ошеломляет школьников: — «Для того, чтобы советские космонавты, возвращаясь с Луны, могли благополучно вернуться на Землю». Да, именно для этого, управления и коррекции полётов на окололунных пространствах, и были созданы большие корабли космического флота. Пройдут годы и память о первопроходцах морской ракетно-космической целины не погаснет в сердцах тех, кто продолжит королёвский штурм космоса.

В начало статьи